Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование
Приложение № 12
Форма обучения – это форма организации учебно-познавательной деятельности, которая представляет собой «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающийся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».
Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. – Красноярск, 1984.
Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 29.
Разновидности форм обучения
- Фронтальная. Предполагает одновременной выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи. Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учениками класса (фронтальный – «обращенный к зрителю»).
- Индивидуальная. Каждый ученик работает обособленно, не взаимодействуя с другими учащимися. Задания для индивидуальной работы могут быть как одинаковыми, так и разными для всех учащихся класса.
- Парная. Предполагает объединение и взаимодействие двух учащихся с целью совместного поиска решения учебной задачи, взаимообучения или взаимоконтроля.
- Групповая. Предусматривает выполнение единого задания небольшими, от 3 до 6 человек, группами учащихся.
- Коллективная. Выполнение учебных заданий предполагает общение учащихся в парах сменного состава (динамических парах).
По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 30-34.
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование
Приложение №
Оптимальное распределение форм организации обучения
на разных этапах учебного цикла
Этапы учебного цикла
и соответствующие им
дидактические (учебные) задачи
|
Формы учебного взаимодействия
|
Индивидуальная
|
Парная
|
Групповая
|
Коллективная
|
Фронтальная
|
1. Актуализация имеющихся знаний и опыта
|
|
|
|
|
|
2. Мотивация учебной деятельности, формирование информационного запроса
|
|
|
|
|
|
3. Целеполагание
|
|
|
|
|
|
4. Приобретение и уяснение новых знаний
|
|
|
|
|
|
4.1. Восприятие новой информации (познание явлений)
|
|
|
|
|
|
4.2. Поиск объяснительных оснований (объяснение сущности явлений)
|
|
|
|
|
|
4.3. Объяснение свойств явлений из найденных оснований, прогнозирование явлений, формулирование законов, правил
|
|
|
|
|
|
5. Усвоение (закрепления) новых знаний
|
|
|
|
|
|
5.1. Заучивание (произвольное непосредственное закрепление)
|
|
|
|
|
|
5.2. Смысловая обработка материала (произвольное опосредованное закрепление)
|
|
|
|
|
|
5.3. Оперирование знаниями при решении задач без сознательной установки на запоминание (непроизвольное закрепление)
|
|
|
|
|
|
6. Применение знаний (овладение умениями и навыками)
|
|
|
|
|
|
6.1. Применение в процессе решения типовых и комбинированных задач
|
|
|
|
|
|
6.2. Применение знаний в новой ситуации (перенос, трансформация)
|
|
|
|
|
|
6.3. Применение знаний в процессе решения нестандартных задач
|
|
|
|
|
|
7. Обобщение изученного
|
|
|
|
|
|
8. Рефлексия процесса и результата учения
|
|
|
|
|
|
9. Повторение изученного
|
|
|
|
|
|
10. Контроль усвоения
|
|
|
|
|
|
10.1. Текущий контроль
|
|
|
|
|
|
10.2. Итоговый контроль
|
|
|
|
|
|
Общие организационные формы обучения – это структурные варианты учебного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом.
К общим формам обучения относятся:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная;
- фронтальная.
Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контекста ученика с другими учащимися. По своей сущности она есть не что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения часто называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Вариантом индивидуальной работы является коллективно-распределенная деятельность учащихся внутри группы, когда общее задание делится на более мелкие и распределяется между членами группы. Успех выполнения всего задания зависит от качества выполнения своей части задания каждым членом группы.
Парная форма обучения – это выполнение двумя учениками одного общего задания. Кроме того, общение в паре может носить характер взаимообучения и взаимоконтроля.
Групповая форма обучения – это выполнение тремя и более учениками одного общего задания. Общение в группе наиболее эффективно при решении нестандартных задач, в ходе обсуждения проблем. Групповые формы обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально организованных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно – через своих помощников: звеньевых и бригадиров.
Коллективная форма обучения – это учебное взаимодействие учащихся в парах сменного состава, когда одну часть задания ученик выполняет с одним партнером, а для выполнения других частей объединяется в пары ч другими учениками. Коллективная форма обучения используется преимущественно для организации взаимообучения.
Фронтальная форма обучения (фронтальный – «обращенный к зрителю») – это работа учителя с целым классом, при которой задается одинаковое содержание, единый темп продвижения учащихся к единой цели. Фронтальная работа не рассчитана на учет индивидуальных различий учащихся, она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.
|