Среда, 08.05.2024, 13:18

МБУ дополнительного образования Дом детского творчества

Меню сайта
Вы можете оставить мнение о нашей организации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документация


Коммуникативные универсальные учебные действия
[ Скачать с сервера (37.0 Kb) ]21.03.2019, 00:09

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

конспект урока и его обоснование

Приложение № 16

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

как планируемый результат обучения в основной школе

 

Коммуникативная деятельность и общение в культурно-исторической традиции отечественной психологии определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.

- М., 1986.

 

 

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся еще в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.

Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности, которая представляет собой способность и готовность субъекта к общению, взаимодействию, совместной деятельности с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности предполагает освоение школьниками коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Состав коммуникативных учебных действий,

осваиваемых детьми и подростками на протяжении школьного обучения

 

1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией — это умение:

  • слушать и слышать друг друга;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.

 

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и вработке общей (групповой) позиции;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

 

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
  • планирование общих способов работы;
  • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

 

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

 

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:

  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
  • адекватное межличностное восприятие;
  • готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместно деятельности;
  • стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

 

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
  • речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

По кн.: Формирование универсальных учебных действий

в основной школе: от действия к мысли.

Система заданий: пособие для учителя /

под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просве

Категория: Педагогам | Добавил: domtvorchestva
Просмотров: 217 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: