Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование
Приложение № 13
Личностные универсальные учебные действия – это действия, включающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение – это определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя /
под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 8.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. - С. 5-6.
3 стадии развития учебной деятельности и 3 стадии развития ее мотивации:
- Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
- Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
- Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В.В. Давыдов).
Формирование универсальных учебных действий
в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя /
под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 35.
Смыслообразование в учебной деятельности
Цели изучения учебного предмета
- развивающий компонент цели как цель-идеал – развитие у учащихся способностей к осуществлению той или иной практической или теоретической деятельности, соответствующей специфике изучаемой дисциплины, т.е. предметной деятельности;
- обучающий компонент цели как условие достижения цели-идеала – обучение (а для ученика – освоение) той или иной предметной деятельности, а также обучение собственно учебной деятельности (приобретение умений учиться);
- воспитательный компонент цели как внутренняя, ценностно-смысловая сторона учебной и предметной деятельности – воспитание (а для ученика – поиск и обретение) ценностно-смыслового отношения к изучаемой дисциплине;
- знаниевый компонент как средство достижения всех вышеуказанных компонентов цели – формирование системы знаний как ориентировочной основы для освоения и осуществления деятельности. Те же самые знания по конкретной учебной дисциплине рассматриваются на этом уровне в качестве предмета собственно учебной деятельности, а их приобретение - в качестве задач обучения.
Примерами такого рода целей могут быть следующие:
В области математики:
1 – развитие математических способностей как способностей к решению практических и теоретических задач с помощью математических методов;
2 – обучение (освоение) деятельности математического моделирования объектов и процессов реальной действительности;
3 - воспитание ценностно-смыслового отношения к математике как одному из важнейших инструментов познания и преобразования мира;
4 - приобретение знаний о математике как знаково-символической системе и о способах математического моделирования реальных объектов и процессов.
В области биологии:
1 – развитие способности к экологически оправданному взаимодействию с объектами живой природы (познанию, преобразованию, сосуществованию), а также способности заботиться о собственном здоровье;
2 – обучение (освоение) биоцентрически, экологически направленной деятельности по решению проблем в системе «природа и человек»;
3 – воспитание ценностно-смыслового отношения к живой природе как важнейшей составляющей среды обитания человека, как фактору обеспечения его биологического существования и к самому человеку как части природы;
4 – приобретение биологических знаний, т.е. знаний о живых системах и биосфере.
В области литературы:
1 – развитие способности к творческой интерпретации литературного наследия, способности быть Читателем как соавтором художественного произведения;
2 – обучение (освоение) творческой читательской деятельности;
3 – воспитание духовности, ценностно-смыслового отношения к художественному наследию человечества как источнику духовного познания мира и человека;
4 – приобретение знаний о законах художественного (средствами литературы) изображения жизни.
В области русского (родного) языка
- – развитие языковой способности ученика как способности к речевой деятельности на уровне речетворчества, или развитие речевой культуры;
- - обучение речевой деятельности во всех ее формах (говорение, письмо, чтение, слушание);
- - воспитание ценностно-смыслового отношения к языку как важнейшему средству общения, познания мира, творческого самовыражения личности и т.д. и к речевой способности как уникальной человеческой способности, как условию развития отдельного человека и человечества в целом;
- - формирование знаний о речи (речевой деятельности), ее видах, структуре и механизмах осуществления и о языке как системе средств, обеспечивающих осуществление речевой деятельности.
|