ЛИЧНОСТНЫЕ универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- Л1- историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- Л2- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- Л3- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- Л4- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- Л5 -освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- Л6- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- Л7- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- Л8- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- Л9- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- Л10- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- Л11- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- Л12- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- Л13- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- Л14- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- Л15- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- Л16- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- Л17- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
- Л18- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- Л19- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- Л20- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- Л21- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- Л22- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- Л23 – устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- Л24 – готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
- ЛД25 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- ЛД26 – готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- ЛД27 – адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- ЛД28 – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- ЛД29 – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- ЛД30 - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- Р1-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- Р2-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- Р3-планировать пути достижения целей;
- Р4-устанавливать целевые приоритеты;
- Р5-уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- Р6-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- Р7-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- Р8-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- Р9-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
- РД11- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- РД12- построению жизненных планов во временной перспективе;
- РД13- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- РД14- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- РД15- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- РД16- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- РД17 – адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- РД18 – адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- РД19 – основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- РД20 – прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- П1- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- П2- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- П3- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- П4- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- П5- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- П6- давать определение понятиям;
- П7- устанавливать причинно-следственные связи;
- П8- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- П9- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- П10- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- П11- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- П12- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- П13- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- П14- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- П15- структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- П16 - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- ПД17- основам рефлексивного чтения;
- ПД18- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- ПД19- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- ПД20- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- ПД21- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- ПД22- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- К1-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- К2-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- К3-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- К4-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- К5-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- К6-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- К7-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- К8-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- К9-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- К10-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- К11 – работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- К12 – основам коммуникативной рефлексии;
- К13 – использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- К14 – отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- КД15-учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- КД16- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- КД17-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- КД18-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- КД19-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- КД20-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- КД21-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- КД22-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- КД23-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- КД24–следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- КД25 -устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- КД26 -в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
|