Журнал «Народное образование № 7»,
2001 год Раздел «Управление Образованием»
- Рецензия на программу (название программы)
- Педагога (ФИО)
- Общая характеристика программы:
- образовательная область;
- комплекс (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
- адресат (категория детей, возраст, социальный состав и др.);
- срок реализации, на который рассчитана программа;
- есть ли подобная программа в общеобразовательной школе? (Сравнить по содержательным линиям);
- в чём «дополнительность» рецензируемой программы?
- качество подачи материала (профессионально грамотно и т.п.).
- Актуальность программы и её новизна в системе дополнительного образования.
- Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
- в объяснительной записке должны быть изложены цель, задачи, актуальность, новизна работы;
- указывается адресат, срок реализации программы;
- в содержательной части программы раскрываются основные темы занятий, их содержание и обоснование;
- в методической части программы характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата;
- раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений учащихся;
- список литературы приводится в двух вариантах: для педагога и для детей.
- Полнота программы (содержатся ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
- Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
- Оценить ведущую идею программы и пути её реализации, а также пригодность для данного учреждения.
- Рекомендуется обратить внимание на качество подачи материала, язык и стиль изложения (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.), оценить новизну подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики.
- Рецензентам следует учитывать, в какой степени материалы программа соответствуют специфике дополнительного образования:
- стимулируют познавательную деятельность ребёнка;
- развивают коммуникативные умения;
- создают социокультурную среду общения;
- способствуют развитию творческих способностей личности;
- стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка;
- способствуют профессиональному самоопределению.
11. Характеристика приложений к программе, их содержание (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
12. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.
13. Общая оценка программы, необходимость доработки, недостатки и достоинства, ошибки и замечания, рекомендации по её использованию.
14. Рецензия на программу должна содержать её аргументированную оценку, рекомендации по совершенствованию недостатков и заключительный вывод о возможности использования в системе дополнительного образования.
Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения (в двух экземплярах), в котором рекомендуется:
- утвердить или не утвердить программу;
- закрепить за ней определённый статус (авторская. модифицированная, экспериментальная, типовая);
- усовершенствовать программный документ;
- распространить опыт педагога.
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию. имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента.
Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отмечу, что к ней должно быть приложено 2 рецензии:
- Внутренняя (ее как правило пишет методист учреждения, в котором разработана программа).
- Внешнюю (дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
Программа педагога, без наличия рецензии, до реализации не допускается.
На ознакомление, изучение рецензента с программой отводится один месяц.
Рецензия на программу должна содержать её аргументированную оценку, рекомендации по совершенствованию недостатков и заключительный вывод о возможности использования в системе дополнительного образования.
Вашему вниманию предложен примерный план рецензии и выдержка из журнала «Народное ’ образование» № 7 2001 год, раздел Управление Образованием.
|