Уровни усвоения – мера овладения обучающимся знаниями, умениями, навыками.
Уровни усвоения знаний (по В.П. Беспалько).
Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как результат обучения, как мера качества усвоения учащимися учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, подробности изучения материала.
Выделяются 4 уровня усвоения знаний:
1 уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.
2 уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.
3 уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.
4 уровень – знания-трансформации – предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.
Уровни усвоения умений (А.М. Новиков, К.К. Платонов):
1. Первоначальное умение – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок.
2. Частично умелая деятельность – овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.
3. Умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.
4. Мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений (технологий).
Уровни усвоения навыка (Платонов К.К.). Выделяются шесть этапов:
- Начало осмысления. Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения. Грубые ошибки при попытке выполнения действия.
- Сознательное, но неумелое выполнение. У обучающегося наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но выполнение его неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.
- Автоматизация навыка. Более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании. Устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка.
- Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий.
- Необязательный. Временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этап проявляется при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском обучающимся собственного индивидуального стиля работы.
- Вторичная автоматизация навыка. Восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального «почерка» в выполнении действий.
Источники:
1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977;
2. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Высш. Шк., 1986.;
3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Асс. «Проф. образование», 1998.
Освоение предметных образовательных результатов фиксируется, также как и личностные и метапредметные результаты, тремя уровнями их освоения: формальным, предметным и функциональным.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают образовательные эффекты и возможности воспитанников Школы Игры решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Первый уровень освоения действий с предметным содержанием – формальный указывает на овладение культурным способом действия на уровне умения (со стороны его внешней формы), что позволяет дошкольнику решать предметные задачи, используя правило или алгоритм действия.
Второй уровень освоения действий с предметным содержанием – предметный указывает на овладение культурным способом действия на уровне способности (со стороны его предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия), что позволяет дошкольнику решать предметные задачи, используя модель, образ, схему фиксирующую существенное основание возможных преобразований в некоторой предметной области.
Третий уровень освоения действий с предметным содержанием – функциональный указывает на овладение культурным способом действия на уровне компетентности (способности включенной в состав имеющихся психологических ресурсов дошкольника), что позволяет ему решать предметные и межпредметные задачи имеющие зазор между условиями и целями, с одной стороны, и освоенными способами действия, с другой стороны. Функциональный уровень овладения предметными действиями с содержанием обеспечивает дошкольнику свободу маневра при решении разнообразных предметных и межпредметных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
|