Четверг, 09.05.2024, 16:39

МБУ дополнительного образования Дом детского творчества

Меню сайта
Вы можете оставить мнение о нашей организации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документация


В помощь педагогам дополнительного образования
[ Скачать с сервера (300.5 Kb) ]06.04.2018, 23:56

Педагогов учреждений дополнительного образования детей на протяжении многих лет волнует вопрос программного обеспечения деятельности. Какой должна быть программа детского образовательного объединения? Что она должна отражать? Каким требованиям соответствовать? Как выглядеть?

Прежде чем говорить о программе дополнительного образования детей, обратимся к словарям и вспомним, что мы понимаем под программой. Слово «программа» происходит от греческого «programma», «распоряжение, объявление». С точки зрения педагогического проектирования, программа — особый вид проекта (конструктивно-технологический, содержательно-организационный вид). Напомним, что слово «проект» в переводе с латинского значит «брошенный вперед». В самом широком смысле, «проект» — представление о пути решения задачи, проблемы, пути усовершенствования, модернизации, развития. Исходя из этого, программа — содержательно-организационная модель какой-либо деятельности. Иными словами — это документ, определяющий цели, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок ее реализации.

Дополнительная образовательная программа

Остановимся более подробно на основном виде программ, обеспечивающих деятельность детского образовательного объединения — программа дополнительного образования детей. Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом в науке и практике можно встретить бесконечное множество различных определений. Еще большая неопределенность в этом вопросе наблюдается в сфере дополнительного образования детей.

В законе «Об образовании» (1992 г.) определены место и значение образовательной программы в системе образования. Она отражает содержание и объем образования на всех уровнях и направлениях. В документах по аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей (УДО) указывается, что образовательная программа — это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом учреждения служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

В нашем понимании образовательная программа — это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.

Структура дополнительной образовательной программы

Рассмотрим технологию разработки образовательной программы боле детально.

Приступая к работе над программой, надо четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда можно построить свою работу грамотно и оптимально. При разработке программы надо ориентироваться на «идеального ребёнка», т.е. имеющего нормальное для его возраста развитие, без значительных отклонений.

Как правило, программа дополнительного образования детей включает в себя следующие структурные элементы:

• Титульный лист

• Пояснительная записка

• Учебно-тематический план

• Содержание программы

• Методическое обеспечение образовательной программы

• Список литературы

- Приложение

Переходим к оформлению и содержанию структурных элементов образовательной программы.

I. Титульный лист

Слайд

Оформляется стандартно:

Вверху, на середине листа – полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

Ниже указывается где, когда и кем была утверждена программа

В середине листа указывается название образовательной программы

Ниже слева прописываются возраст детей, на которых рассчитана программа, срок её реализации

Ниже справа – Ф.И.О., должность автора (авторов) программы

 

  • на середине листа указывается название населенного пункта, где реализуется программа и год её разработки.

II. Пояснительная записка

Важный компонент программы, раскрывающий её цели и задачи, определяющий временные рамки программы, формы и методы и т.д.

Структура пояснительной записки:

- направленность программы ДОП;

- актуальность, педагогическая целесообразность;

- цель и задачи ДОП;

- отличительные особенности данной ДОП от уже существующих ОП;

- возраст детей участвующих в реализации данной ДОП;

- сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы и способы проверки результата;

- формы подведения итогов реализации ДОП;

Рассмотрим все пункты пояснительной записки подробнее.

Направленность образовательной программы.

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ предлагают следующий перечень направленностей образовательных программ:

Слайд

• Научно-техническая

• Спортивно-техническая

• Художественно-эстетическая

• Физкультурно-спортивная

• Туристско-краеведческая

• Эколого-биологическая

• Военно-патриотическая

• Социально-педагогическая

• Естественнонаучная

Затем идёт ссылка на те программы или учебные пособия, которые послужили для создания данной программы. При этом указывается название, год издания, кем утверждена, для кого была разработана программа, а затем что в ней изменено, взято за основу, что дополнено.

Раздел Пояснительная записка должен начинаться с педагогического обоснования:

необходимо сформулировать актуальность, новизну, и педагогическую целесообразность образовательной программы.

Актуальность

Это ответ на вопрос о том, зачем современным детям, в современных условиях нужна данная программа.

Определение места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для развития ребенка. Обязательно нужно показать, как влияют предлагаемые занятия на становление личности ребенка в целом, на развитие его способностей, формирование различных компетентностей.

Необходимо изложить собственные взгляды на работу с детьми в условиях детского объединения (чего же, собственно, хочет добиться руководитель от воспитанников – личностного развития, дипломов или грамот на конкурсах).

Обоснование по объему не должно быть большим: достаточно 2-3 абзацев грамотно и ясно сформулированных предложений.

Новизна прописывается только в тех программах, которые претендуют на авторство.

Педагогическая целесообразность

В этой части нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Отвечает на вопрос – какие проблемы позволяет решить обучение по данной ОП: занятость свободного времени детей, профессиональное самоопределение, пробуждение интереса детей к новой деятельности…

Исходя из педагогического обоснования, определяются цели и задачи программы

Цели и задачи

Цель

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.

Цель программы должна соответствовать срокам реализации программы, иметь возможность фиксирования её выполнения.

При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это пред­полагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избегать общих абстрактных формулировок, таких, как­например, «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Сформулировать нужно максимально полно, чётко, конкретно. Результаты достижения цели должны быть измеримы.

Для написания формулировки цели педагог должен использовать существительные:

- создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование.

Задача – это то, что требует выполнения, разрешения.

Задачи программы- это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е тактика педагогических действий.

Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, представить возможность, поддержать, воспитать, расширить и т.д.

Слайд

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

- обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется при освоении образовательной программы.

- воспитательные включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.) и общечеловеческих ценностей.

- развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

Отличительные особенности ОП от уже существующих ОП

в данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

- какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения);

- наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности);

- условия приёма в объединение ( свободный, отбор, на конкурсной основе и т.п.);

- степень предварительной подготовки (принимаются все желающие или при приёме существует отбор на основании тестирования, просмотр работ.. );

- степень сформированности интересов к вашей предметной области.

Сроки реализации программы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

- временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность;

- этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

- количество часов на каждый год.

Формы и режим занятий

Примечание: занятость ребёнка в программе (общая загруженность) не может превышать 12 часов в неделю.

Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

Наполняемость учебной группы по годам обучения (см. нормативы).

1 год-15 человек

2 год – 12 человек

3 год – 10 человек

Формы организации детей на занятии: групповая, подгрупповая, фронтальная..

Форма проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, деловая игра, творческая встреча, самостоятельная работа, экскурсия, конкурс…

Слайд

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотносится с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».

Примеры формулировок: к концу первого (второго) года обучения ребёнок будет:

  • знать.. – овладеет понятиями…

- уметь… - расширит представления…

- иметь представление… - будет сформирован….

- будет стремиться… - научится делать…

- получит навыки…

Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач!

В связи с выходом новых ФГОСОв, описываемых ранее ЗУНЫ дополнены в настоящее время фиксируемыми компетенциями: перечислить качества личности которые могут сформировать в ходе занятий.

Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика.

Общекультурные компетенции - развиваю через знакомство

Учебно – познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность.

  • инфомационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

С помощью коммуникативных компетенций учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.

Социально-трудовые компетенции формирую

Формы и способы проверки результата

Педагог в программе описывает систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе, способы учёта знаний, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся.

Форма которая поможет увидеть каждого ребёнка- наблюдение педагога, анкетирование, анализ, тестирование, концерты, викторины, зачёты, спектакли, защита проектов, диагностические задания, открытое занятие, соревнование…

Формы подведения итогов реализации программы

Нужно показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности педагога. Эти формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде: Дневник достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневник педагогических наблюдений, портфолио учащихся…

Виды и этапы аттестации учащихся могут быть: начальная (входная), промежуточная (текущий), итоговая.

III. Учебно-тематический план по годам обучения

Должен содержать:

- перечень разделов, тем.

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий

Раздел должен содержать перечень тем, распределённых по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме, с разбивкой на теретические и практические виды занятий.

Примерно соотношение: теория – 30 %, практика – 70 %

Необходимо включит: беседы по технике безопасности, учебные экскурсии, выезды в музеи города, на выставки детского и дпи.

Обычно учебно-тематический план составляется в виде таблицы:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Всего

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

Количество часов, необходимых для реализации программы определенной направленности, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4 от 20 июня 2003 года. В основном, в первый год обучения в каждой группе педагогам рекомендуется реализовывать программу в количестве 144 часов (4 часа в неделю), во второй и все последующие года – 216 часов в год (6 часов в неделю).

Итоговое количество часов за учебный год зависит от количества часов занятий в неделю.

Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения.

Нельзя путать учебно-тематический план с календарно-тематическим. Образовательная программа является стратегическим документом, поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое на них общее количество часов. Календарные сроки изучения этих тем вносятся в планирование работы на текущий учебный год.

IV. Содержание программы

После учебно-тематического плана дается содержание разделов и тем. В нем расписывается теоретическая и практическая работа по каждому разделу.

Название раздела, темы должно совпадать с перечисленными разделами и темами в УТП.

Оформляется примерно следующим образом:

Название раздела (темы)

Теория: (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания)

Практика: (примерное содержание практической деятельности детей при освоении данного раздела программы). При планировании учебных экскурсий желательно указывать тему и место проведения.

V. Методическое обеспечение программы

 

Наименование разделов и тем

Методические виды продукции

Рекомендации по проведению работы

Дидактический материал

Обеспечение программы методическими видами продукции – средства обучения

Методические пособия для педагога: литература по направлениям, справочные материалы, тематические подборки, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и др.

Дидактический и лекционный материал

Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по постановке экспериментов или опытов.

Например: практические занятия, следуя тематическому плану, предлагают самостоятельную работу учащихся по подбору информации и представлению материала самостоятельного поиска. Правила техники безопасного труда, перечень тем практических работ. (Приложение к журналу «Методист» «мастер-класс» № 9, 2006, стр.4)

Условия реализации программы

В условиях реализации программы подробно описывают идеальные материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности детского объединения – требования к оснащению учебного кабинета (спортивному или танцевальному залу, мастерской и т.п.), к кадрам (если необходимы концертмейстер, режиссер, репетитор и др.), к средствам обучения.

Простые – учебники, книги;

- раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями и т.п.);

- визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.).

Сложные – механические (диаскоп, микроскоп и т.п.);

- аудиальные (проигрыватель, магнитофон);

- аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVD -проигрыватель проектор и т.п.);

- средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и информационные системы).

VII. Список литературы

В этом разделе указывается список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованный для педагога, а также список литературы, изучаемой детьми в ходе освоения программы.

При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:

1. Список литературы, использованной педагогом при написании ОП.

2. Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

3. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.

4. Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной ОП.

5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребёнка.

 

Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет:

- по общей педагогике;

- по методике данного вида деятельности;

- по методике воспитания;

- по общей и возрастной психологии;

- по теории и истории выбранного вида деятельности.

- опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.

Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется.

При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания издания:

- фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;

- название;

- сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Приложение

В данном разделе педагогу необходимо знать, что ОП должна иметь достаточное объёмное Приложение в виде разнообразной методической продукции.

Вывод

Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности обучающихся.

Категория: Педагогам | Добавил: domtvorchestva
Просмотров: 392 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: