Вопросы к психологу по проблеме детской одаренности и ответы на них:
Что такое одаренность и как ее выявить у ребенка?
В психологии одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики; определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (В.Н. Дружинин).
Как обнаружить детскую одаренность?
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
- Одаренные дети обнаруживают повышенную склонность – сильное стремление к выполнению деятельности. Такие дети могут достаточно много времени без усталости выполнять деятельность; они как бы поглощены процессом ее выполнения.
- В самой деятельности может проявиться «творческая жилка», проявляющаяся в поиске нового. Одаренные дети находят собственные способы выполнения деятельности; эти способы носят печать творчества.Высокая активность способствует интенсивному развитию способностей и, как следствие, приводит к высоким результатам.
- Одаренные дети далеко опережают своих ровесников и рано обнаруживают высокие достижения.
Что необходимо делать, чтобы развивать одаренность детей?
Включать ребенка в различные виды деятельности с целью развития интересов и способностей, создавать условия для раскрытия всех его возможностей. Деятельность, в которую включен ребенок, должна быть ему интересна, посильна, вызывать яркие впечатления и положительный эмоциональный отклик. Следует помнить, что перегружать детей, навязывать им те или иные занятия не следует. Главное, чтобы дети были увлечены новыми занятиями, с большим желанием и радостью выполняли деятельность.
Отличаются ли одаренные дети от других детей?
Отличаются не только высокими достижениями в той или иной деятельности, но и трудностью установления контакта с другими сверстниками. Дело все в том, что интересы таких детей часто опережают обычных. Имеется и проблема неравномерного развития. Одни способности резко развиваются. Другие запаздывают. Такие дети могут быть плохо развиты физически, социально и т.д. Так, например, у одаренных детей в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте может запаздывать развитие моторной сферы. Такие дети могут не успевать по письму. А их высокие интеллектуальн6ые потребности и способности в силу отсутствия условий могут заглушиться. Другой пример встречается реже: слабое развитие речи (дислексия). Это обнаружилось у А. Эйнштейна, У. Черчиля.
Не трудно ли одаренным детям в жизни?
Трудно, если нет соответствующих условий развития. Трудно, если взрослые не понимают таких детей, не учитывают их интересы.
И наоборот, если взрослые создают условия развития детской одаренности, воспитывают их интересы, содействуют развитию социальных контактов и связей, то результат не заставит себя долго ждать. |